«Сын Саула»: Кошмар почти не виден14-07-2015, 01:40 Новости кино » «Сын Саула»: Кошмар почти не виден
|
«Сын Саула»: Кошмар почти не виден Получив вторую по важности премию Каннского кинофестиваля, Большой приз жюри, дебют венгерского режиссера Ласло Немеша «Сын Саула», наделал немало шума в прессе. На Одесском кинофестивале состоялся первый показ картины после премьеры на Лазурном берегу. Венгрия уже выставила ленту на соискание премии «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке». Говорить об этом фильме непросто, ровно как и некоторым будет непросто его смотреть. Скажем так: пришедшая на показ девушка с попкорном, рассыпала его минут через 10 после начала. Действие «Сына Саула» развивается в Освенциме, а главный герой — член зондеркоманды, венгр Саул Ауслендер. Таким кино о концлагере еще не показывали. Зондеркоманды собирались из пленников, которым давали условия жизни чуть лучше (отдельные бараки, еда, сигареты), чем остальным, но за это они должны были выполнять работу, от которой у немецких солдат не выдерживала психика. Саул и его «коллеги» с красными крестами на спинах, встречают прибывших в Освенцим евреев, сопровождают их в специальное помещение, где рассказывают, что им предстоит работать (и даже за деньги), но сначала необходимо пройти дезинфекцию и принять душ. Обнаженных людей загоняют в «душевую», двери за ними захлопываются. Пока из-за дверей слышатся нечеловеческие крики умирающих от газа людей, зондеркомманда собирает одежду, обыскивает на предмет ценных вещей, а затем уже убирает трупы и отправляет их в крематорий. На одной из таких «чисток» Саул видит чудом выжившего мальчика. Когда прибывший офицер СС собственноручно душит ребенка, Саул решает, что мальчика нужно похоронить, как подобает, прочитав кадиш. Но сам он молитвы не знает и пытается искать раввина. Тем временем, становится известно, что скоро вся зондеркомманда будет расстреляна, и мужчины начинают готовить побег, в который вовлекают Саула. Однако мысли о побеге его уже не занимают. «Сын Саула» действительно очень непривычно снят. Камера следует исключительно за главным героем, изредка показывая то, что он видит (как убивают мальчика, как ведет допрос офицер, как над Саулом издеваются эсэсовцы — совсем нелепая и ненужная сцена, как нам кажется). Крупный план лица непрофессионального актера Гезы Рёрига — вот всё, что видит зритель. У Саула нет эмоций, что совершенно логично: когда проводишь каждый день в нескольких кругах ада, атрофируются любые эмоции. «Мне хотелось снять фильм, который будет что-то значить для меня и может, для других поколений, — говорит Ласло Немеш, ученик великого венгра Белы Тарра. — Это поколение не рассматривает истории о выживании через призму травмы Холокоста. Это поколение мало знает о том, что было, так что оно стоит как бы особняком. Нашей задачей было попытаться вычленить историю из учебников, и перенести ее в настоящее, сфокусировавшись на одном человеке, не отвлекаясь на все, что мы хотим сказать и показать». Сюжет «Сына Саула» развивается на протяжении полутора дней, но не ждите, что персонаж получит развитие по сценарным учебникам. «Я не искал героя, меня не интересовала история с точки зрения выживания, — говорит режиссер. — Мне даже не интересно было показывать „фабрику смерти“. Я искал уникальную перспективу, чтобы рассказать историю в максимально простом и гуманистическом ключе. Я смотрю на мир глазами Саула Ауслендера, венгерского еврея, члена зондеркоманды, и я ограничиваю свой фильм этой перспективой. Хотелось снять кино историческое, но вместе с тем живое. Учитывая это, мой фильм сильно отличается от „Списка Шиндлера“, который очень хороший, талантливый, драматичный и практически эпический фильм. Мой фильм не о выживании. Он о реальности смерти. Выживание — ложь, оно было исключением». Ласло Немеш Венгерский поэт из Нью-Йорка Геза Рёриг, сыгравший Саула, тоже не обходится без упоминания «Списка Шиндлера». «Тот фильм рассказывает о плохих и хороших людях, а в нашем такого нет. Мы одновременно злодеи и герои». О том, как показаны члены зондеркоманды в фильме Немеша, было много разговоров во время Каннского фестиваля. По свидетельствам историков, это были довольно специфические люди, по жестокости, порой, превосходящие своих «работодателей». Но эту тему Немеш обходит — его вообще не интересуют люди, которые суетятся вокруг. Также Рёриг довольно резко реагировал на пресс-конференции в Канне на вопрос о том, что члены зондеркомманды были наполовину жертвами, а наполовину палачами. «Эти люди страдали сильнее других. Они жили в эпицентре ада. Считаю, они заслуживают уважение. Некоторые из них сами бросались в газовую камеру». Что же касается вопроса веры, который поднимается в фильме, то Геза Рёриг, будучи человеком верующим, рассуждает так: он не хотел бы получить доказательства существования Бога, потому что в противном случае он был бы загнан в угол, и о свободе волеизъявления можно было бы забыть. «Мне всегда нравится, что есть возможность сказать „нет“. Вера — как любовь. Однажды ты встречаешься с девушкой, и считаешь, что она — идеальна. Невозможно доказать любовь, отрезав палец. Но все же миллионы готовы пойти на это во имя божества. Вера не может быть слепой. Только идолопоклонничество. Так что пресловутые миллионы, на мой взгляд, люди не религиозные. Они просто последователи культа». Геза Рёриг Безусловно, фильм произведет впечатление на ряд зрителей, но КиноПоиск остался разочарован. Кто сказал, будто «Сын Саула» не смакует чудовищные подробности «фабрики смерти»? Вот горы трупов, вот погрузка тел в печи, а вот пепел сбрасывают в реку. В какой-то момент рядом с лицом Саула появляется обнаженная женская грудь, без всякого размывания (все происходящее за фигурой Саула, размыто порой до цветовых пятен) — это ли не смакование? Фильм Немеша во многом полагается на звук и на воображение зрителя. «Нет никакого ужаса в выстреле, лишь в его ожидании», — говорил Альфред Хичкок. Но он также говорил вот что: «Если фильм хорош, то при выключенном звуке зритель все равно поймет, что происходит». И тут как раз фильм Немеша потеряет весь смысл. Потому что при отключении звука понять, что именно происходит с героем, будет сложно. И, наконец, дурную шутку с этой картиной сыграл фильм открытия Одесского кинофестиваля — «Реальность» Квентина Дюпьё. Во время просмотра «Сына Саула» изредка так и виделся герой Алена Шабы, ищущий идеальный крик, чтобы получить финансирование для своего дебютного фильма.Также читайте: |
|